Семантический дифференциал (обзор литературы)

После обработки бланков каждый обучающийся должен заполнить также итоговый протокол. Преподаватель объясняет порядок работы со шкалами, а именно: На бланке вам следует отметить знаком плюс ту цифру, которая точнее всего, с вашей точки зрения, характеризует голос говорящего по данной шкале. Будьте внимательны и не пропустите ни одной шкалы на бланке! На бланке подсчитать сумму баллов для каждого фактора. Раздельно для каждого фактора рассчитать среднюю арифметическую величину М и среднеквадратичное отклонение сигму. Для того чтобы можно было вычислить среднюю арифметическую величину и стандартное отклонение оценок для каждого фактора, предварительно необходимо преобразовать шкалу оценок таким образом, чтобы избавиться от отрицательных величин.

Семантического дифференциала»

Связь интеллекта и креативности.. Это по сути не одна, а целая семья методик, целая технология. Семь градаций обозначены, как правило, словами, так же, как и полюса шкалы. Выбранную градацию надо либо подчеркнуть на бланке, либо обвести кружком.

анкету-опросник «Семантический дифференциал оценки ситуации». Психосемантический подход «активность» (семантический дифференциал Ч. Осгуда). Наряду с этими тремя . Страх, депрессия, потеря интереса к жизни.

Разница в оценках и определяет семантическую дифференциацию слов. Общее количество баллов, приписанных какому-либо языковому объекту, суммируется; при этом обобщенные значения могут представлять собой дробные величины, поскольку общая сумма баллов, полученных по какой-либо шкале данным словом, будет делиться на количество испытуемых. При этом появляются новые факторы, специфические именно для определенных понятийных классов слов.

Но в целом они сохраняют свою преемственность с вариантом, предложенным Ч. Кроме того, семантический дифференциал применяется в исследованиях, связанных с изучением психологии восприятия и поведения человека, с анализом социальных установок и личностных мотивов. Для лингвистов, работающих в области семиотики, эта методика интересна тем, что с ее помощью можно выявить новые, ранее не известные аспекты значения слов.

В лингвистике различают слова экспрессивно нейтральные например: Однако эксперименты по измерению семантического дифференциала значений показали, что в определенном смысле экспрессивно окрашены все слова не только батя, но и отец, не только очи, но и глаза. Методика семантического дифференциала оказалась применимой и для исследования фонетического значения слов. В отечественных исследованиях по фоносемантике было выявлено, что испытуемые могуг приписывать звукам любое коннотативное значение, в том числе цветовые характеристики.

Известным отечественным психолингвистом И. Гореловым в х годах прошедшего столетия был проведен оригинальный эксперимент на достаточно большой группе испытуемых. Автор поручил художнику нарисовать для своего исследования псевдоживотных, которым присвоил некоторые имена на основе псевдослов:

Построение координат значения[ править править вики-текст ] Для построения семантического пространства группе испытуемых предлагается оценить некое множество объектов понятий по набору биполярных градуированных шкал. При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии. Феномен синестезии состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности.

Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом. С помощью факторного анализа удается выделить главные, базисные шкалы.

Ни стыда, ни страха 3. В основе методики трехфакторной модели ( семантического дифференциала) лежит выделение критериев отличия, которые.

Семантический дифференциал СД разработан Ч. Осгудом в году. Первоначально при помощи данного метода автор осуществлял измерение различий испытуемых в интерпретации одних и тех же понятий. Основным назначением СД является результат количественного и качественного индексирования значений при измерении эмоционального отношения индивидуума к объектам в ходе анализа социальных установок, ценностных ориентаций, субъективно-личностного смысла, различия аспектов самооценки и т.

Семантический дифференциал в количественном виде фиксирует уникальность значения определённого объекта или явления для испытуемого, которое он приобретает в результате своего индивидуального жизненного опыта. Леонтьева, занимает центральное место в категориальном аппарате общепсихологической теории деятельности. Исследование деятельности индивида, прежде всего, изучение смыслообразующих мотивов его поведения включает выявление причин того или иного поступка, определение степени желания заниматься той или иной деятельностью, оценки потребностей, установок и т.

В основе мотивационных структур лежат проблемы значения и личностного смысла. Здесь психодиагностика сталкивается с глобальной задачей объяснительной психологии: Среди них особое место занимает семантический дифференциал. Он получил широкое распространение в самых разных областях экспериментальной психологии — в исследованиях личности, малых групп, массовых коммуникаций и т. Методика семантического дифференциала СД обладает рядом неоспоримых преимуществ.

Здесь возникает необходимость разрешения проблемы соотношения и взаимосвязи аффекта и интеллекта.

Тема 5 : Семантический дифференциал

В качестве дополнений к таблице могут прилагаться примечания и выводы. В качестве одного из них выступает отношение к объекту восприятия. Однако на межличностное восприятие могут влиять не только межличностные отношения, но и отношение индивида к группе. Восприятие индивидом группы представляет собой своеобразный фон, на котором протекает межличностное восприятие. Предлагаемая анкета поможет выявить три возможных типа восприятия индивидом группы. В качестве показателя типа данного восприятия выступает роль группы в индивидуальной деятельности воспринимающего:

Метод семантического дифференциала (от греч. semanticos – обозначающий и лат. differentia – разность) – один из методов построения субъективных.

При построении таких оценок, по мнению Ч. Осгуда и последующих исследователей, существенную роль играет явление синестезии. Феномен синестезии состоит в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности. Оценки понятий по исходным шкалам, как правило, коррелируют друг с другом. С помощью факторного анализа удается выделить главные, базисные шкалы.

Оценки по остальным шкалам являются функциями от базисных оценок с точностью до сравнительно небольшой случайной ошибки. Размеры групп испытуемых могут быть чрезвычайно различны: Число объектов и пробных шкал возможно в диапазоне от нескольких десятков до сотен. В качестве полюсов для определения биполярных шкал возможно использование не только прилагательных.

/ ДПР (семантический дифференциал)

Семантический дифференциал как метод диагностики восприятия учащимися педагога Проблематизация Семантический дифференциал СД — инструмент исследования семантических пространств субъекта. Этот метод разработан в середине х гг. Семантический дифференциал служит для качественного и количественного индексирования значений, смыслов с помощью двухполюсных шкал, задаваемых парами антонимичных прилагательных, между которыми расположены 7 градаций степени вхождения того или иного слова в данное качество.

Широко известный в психологии и социологии, СД мало используется в педагогических исследованиях.

шкальный семантический дифференциал Е.Ю. Артемьевой. Вариант решении конкретной проблемы: детские страхи, боязнь публичного вы-.

Шкалы предъявляются в случайном порядке, т. Полюса шкал не должны создавать у респондента установки на то, что левый полюс - всегда соответствует негативному качеству, а правый - позитивному. Фактор оценки объединил шкалы: Осгудом формулы, по которой вычисляется расстояние между объектами шкалирования, т. СД - метод, который даёт возможность получить искомую информацию, не используя при этом стандартные объекты и стандартные шкалы. Каждый фактор должен быть представлен несколькими парами шкал.

Процедура личностного СД аналогична процедуре универсального:

Методика семантического дифференциала (Ч.Осгуд)

Теоретические основы Полезность и диагностическая значимость психосемантического подхода в оценке когнитивных и эмоциональных характеристик индивида, его генотипических типологических свойств подтверждается научными исследованиями в психиатрии и медицинской психологии , особенно в клинике аффективной психической патологии. Указанный подход позволяет выявлять осознаваемые и неосознаваемые типы отношений в их когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах к событиям и явлениям, развертывающиеся в психологическом времени жизнедеятельности личности.

Очевидно, что единство личности осуществляется смысловым единством прошлого, настоящего и будущего в их субъективном, дифференцированном значении в судьбе человека. В известном методическом подходе, основанном на семантической дифференциации времени, выделяются 3 фактора:

Проблема эмоции страха в отечественной и зарубежной психологии . при помощи методики частного семантического дифференциала даст.

Метод семантического дифференциала Метод семантического дифференциала от греч. Последние используются в психологии для получения количественных параметров исследуемого явления в целях объективной оценки его соотношения с другими объектами. В качестве объекта исследования при этом могут выступать как физические, так и социальные процессы. В психолингвистике в качестве объекта исследования могут выступать слова и словосочетания. Процедура проведения эксперимента с помощью этой методики заключается в следующем.

Испытуемым предъявляется слово, и они должны отметить цифру, которая соответствует их представлению о слове как семантической единице.

Социальная психология. Теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума.